Показать/скрыть статью
Бессмертны музыка и дУши
Ехать... Ехать?.. Да!
Стояло лето, было 25 июля 2015 года. И дело было на вокзале. С афиши проницательно смотрел живой черноглазый бородач. А из текста явствовало, что его уже нет: "Фестиваль поэзии и песни ПАМЯТИ поэта Анатолия Ветрова..." Афиша эта звала "не в Париж, не в Италию - в Загорянку, где Клязьма течёт", на Золотой пляж... Я недоверчиво взглянула на небо - и услышала за спиной голос. "Зря опасаетесь. Даже если тучи, погода все равно разгуляется. В ветровский фестиваль всегда солнечно. Есть теперь такая примета ", - улыбался мне паренек в ветровке. И я решилась!
А что это вы тут делаете?
Потом уже, на концерте, заслуженная артистка России Тамара Селезнёва расскажет, что именно в этот день, 25 июля, три года назад из жизни ушел житель Загорянки и большой русский поэт Анатолий Ветров, задолго предсказав скорбную дату в строках, посвященных кончине Владимира Высоцкого. В этом году фестиваль проходит уже в четвертый раз и на этот раз собирает своих друзей в особенный год - в год 70-летия Великой Победы и в Год литературы.
Артист Московской эстрады Евгений Голенских, постоянный ведущий Ветровских фестивалей, открыл праздник "Загорянским вальсом" - собственной песней на стихи Ветрова. На берегу Клязьмы собрались поэты и барды, певцы и композиторы, ученые и артисты. Публику составляли загорянцы и москвичи, фрязевцы и щелковчане, фрязинцы и жители других городов - те, кто уже стали завсегдатаями Ветровских фестивалей, и те, кто приехал прочитав афишу, наткнувшись в интернете на сайт Ветрова, услышав о поэте от друзей. Кто-то хотел послушать стихи, кто-то - песни, кому-то хотелось выступить со стихами, экспромтами, воспоминаниями, впечатлениями. И они не ошиблись: здесь им были рады. Их слушали и - главное! - слышали. Фестиваль вбирал в свою орбиту молодых и уже состоявшихся, известных талантливых поэтов, бардов, артистов...
Стихи и песни перемежались размышлениями и воспоминаниями о судьбе и личности Анатолия Ветрова. Звучали драгоценные размышления Тамары Селезнёвой, воспоминания профессора Института мировой литературы Сергея Небольсина. О новой книге стихов Ветрова "День Победы", выпущенной в издательстве "Художественная литература" к 70-летию Великой Победы, рассказала редактор Татьяна Шеханова.
На этот раз выступающие получали в подарок именно эту книгу и букет полевых цветов, собранных на берегу Клязьмы поклонниками таланта Ветрова в знак благодарности всем, кто приехал в подмосковный поселок Загорянский и стал участником праздника. Композиции из полевых цветов с любовью составляла Виктория Плеханова. Смотрела на ромашки - и вспоминались ветровские строки:
О Боже, как радостно жить в этом мире,
Валяться в траве, и смеяться, и петь,
И, словно корону, на голову милой
Венок из ромашек чудесный надеть.
Только потом Луиза с чувством глубокой признательности перечислила тех, без кого этот фестиваль мог бы быть не таким ярким. Вот имена людей, которые не столько по долгу службы, сколько по зову сердца вложили в организацию праздника поэзии и песни свои силы, умение, время, выдумку, находчивость, стойкость: А.В. Валов, Ю.Н.Радионов, Мария Медведовская, Елена Миронова, Ростислав Виноградов, Игорь Воронов, Гуля Машкова, директор Щелковской типографии Ярыгин М.М. А я подумала, что Ветровских фестивалей вообще могло бы не быть, если бы не было у Анатолия Ветрова такой жены - Луизы! Низкий им всем поклон!
Таланты... Премьеры... Восторг!
Впервые прозвучал именно здесь, на берегу Клязьмы, для слушателей, расположившихся на скамейках под открытым небом, фрагмент из посмертно опубликованного романа в стихах "Надежда Карелина", посвященной судьбе матери поэта, прошедшей Великую Отечественную связисткой и дошедшей до Берлина. Это ей, семнадцатилетней, напишет ее жених с фронта:
...А как твои дела, Надюша?
Прощальный помнишь наш вокзал?
"Бессмертны музыка и души" -
Последнее, что я сказал...
Богат был нынешний фестиваль и песенными премьерами. Среди них - духоподъемный марш композитора Александра Зеленова на стихи Ветрова "День Победы":
Легендой движется живою
Строй ветеранов - тех солдат,
Что били фрицев под Москвою,
Что защищали Ленинград...
Сразу несколько новых песен привез композитор Анатолий Снегирёв и первой исполнил песню высокого патриотического звучания - "Память":
Пожелтевшие фото,
жухлость орденской книжки,
И медалей, медалей
на дне тусклый свет.
Всё проходит, лишь память,
как Истории вышки -
Стела, Вечный огонь -
наш немеркнущий свет.
Премьерами привели публику в восторг и композитор Евгений Звёздный ("Лебединая песня"), и бард Александр Евстигнеев ("Зимняя дорога"). Впервые исполнил свою песню "Небесный свет" талантливый загорянский бард Владимир Оксиковский. Торжественно прозвучал исполненный Гийомом гимн "Славься, Русь!". Выступила с лирической песней "Листопад" экзотичная Ирина Комарова (Бард-клуб "На Полянке"). Невероятно разнообразная палитра ветровских стихов получила свое музыкальное воплощение: лирическая ипостась не мешала героической линии творчества поэта, а развивала ее, философское начало соседствовало с гражданственной лирикой. Хрустальный голос певицы Лады Беляевой уносил ввысь (песня "Звезда") и вдаль ("Зимняя дорога", обе песни - музыка Е.Звездного).
Стихи читали Луиза - жена и муза Анатолия Ветрова, Эльвира Плюснина из Фрязино, Стас Бакаев из Щелково, Владислав Еремеев (заместитель руководителя литературного клуба «Графоман») из Малаховки, Лариса Токун из Лобни, Григорий Тачков - студент Литературного института им. Горького (Москва). Звучали голоса талантливых юных исполнителей - школьников Алены Зарубиной из Краснознаменского и Кирилла Валяева из Королёва. Выступали представители творческих коллективов из Монино, Литвиново, Щелково.
Одно выступление сменялось другим, а когда стемнело, расходиться никому не хотелось. И тогда...
Вокруг костра
Да-да, после шестичасового марафона, когда начало темнеть, фестиваль перешел в новый формат: скамейки поставили вокруг большого костра, и вторую часть фестиваля возглавил бард и режиссер Александр Евстигнеев. Теперь уже не было микрофона, звучала гитара, а не минусовки, песни перемежались с лирическими стихами, зрители становились артистами, певцами и даже танцорами - и наоборот. Костер освещал вдохновенные лица и согревал не меньше, чем стихи и мелодии. На последнюю электричку отправлялись неохотно: когда еще - неужели только через год? - опять встретит эта непринуждённая, по-русски открытая, добрая и искренняя атмосфера... Этот дорогой сердцу дух простой, высокой и человечной поэзии Анатолия Ветрова с ее щемящей правдой. Помните, как у Льва Толстого: " Нет величия там, где нет простоты, добра и правды"...
В последней электричке
"Отдохнул душой от шума и суеты, как воды живой напился!" - попросту, как старой знакомой, кивнул мне паренек в ветровке. Я тоже была полна благодарности, полна чувства связи с теми, кто разъезжался из Загорянки в разные стороны, и с теми, кто стался у костра - и где звучали такие родные и дорогие сердцу слова. Нет, не "дюймовый ум" навязываемого потребительского сознания, а могучие корни традиции - вот что прорастало в сердцах. Об этом размышлял Анатолий Ветров и шел к нам со своими стихами:
Опять в России царствует беда...
Идут на помощь Пушкин, Блок, Есенин -
Поэзии бессмертная орда!..
России слава, гордость и спасенье!
Там, на фестивале, и потом, у костра, участниками были все: те, кто выступал, и те, кто внимал выступающим. Там совершалось чудо восхождения к высокому, чудо объединения в единое целое. Это была дань памяти Великой Победе, дань уважения великой русской литературе с ее глубинным патриотическим началом и благородством чувств. Это была школа русского духа.
Татьяна Сунгурова