Шаги в бессмертие
Канд. фил. наук И. С. Иванова о поэзии Ветрова
Передо мной последняя книга известного, талантливого, многогранного поэта Анатолия Ветрова, увидевшая свет ещё при жизни этого замечательного человека. На тёмной обложке светящаяся гитара, лист бумаги на столе и пламя свечи; словно кровью написанные, проступают буквы « Золотая моя гитара». Кажется, что поэт предчувствовал свою смерть и хотел победить обстоятельства, остаться в памяти читателей человеком светлым, любящим жизнь, весёлым и любимым. Книга фиксирует изменение настроения поэта. В первой части больше солнца, мажора; в середине звучат тревожные мрачные нотки, а к концу всё погружается в минорную тьму, которую изредка прорезают зарницы благих вестей о небесах обетованных. Подобно О. Бальзаку, к которому перед смертью пришли все персонажи его произведений, А. Ветров видит мысленным взором череду гениев, которые становятся героями его последней необычной поэмы. Поэма «Квадрат» – это объединение 36 монологов всемирно известных людей, про которых поэт сказал: «Мои герои – то земные боги, то дьяволы на тронах». Поразительно, что все персонажи представлены в состоянии экзистенциального прорыва из земной жизни к жизни небесной. Многие из них стоят на пороге смерти и прощаются с землёй. Рефреном в разных вариантах звучит мысль о том, что на земле душа человека уже проходит через Ад и с трепетом ожидает Рая. Эта мысль прямо выражена во вступлении к поэме: «Жизнь – Дантов Ад». Всех героев «Квадрата» и тех, в которых, по мысли автора, выражено сатанинское начало, и тех, кто глубоко человечен, объединяет одно: победа духа над материей, над судьбой, над тяжкими жизненными обстоятельствами. Одна из главок поэмы так и называется: «Титаны Духа». Её герои --- Данте, Шекспир, Гёте и Джек Лондон. Ярко победа духа выражена в стихотворении «Чехов». Писатель, изнемогающий от чахотки, с радостью смотрит на свои творения и говорит: «Цветет «Вишневый сад», Мой дух парит на сцене «Чайкой» смело».
Та же мысль еще более метафорически выражена в стихотворении «Бетховен», в котором оглохший и отвергнутый любимой женщиной композитор пишет музыку и восклицает: «Над дыбой дух поднялся на дыбы!». Вместе с тем, все герои, сильным духом побеждающие тяжелые жизненные обстоятельства, не похожи друг на друга. Поэт, как скульптор Роден, вылепил в стихах именно уникальные личности в их конкретных исторических ситуациях. Шекспир сожалеет о сгоревшем театре, Жанна д. Арк возмущается продажностью бургундцев, но перед казнью остаётся верна Франции и королю. Особенно удачно вписана в контекст своей эпохи А.Ахматова:
Как Дантов ад, котёл земного ада
Двух войн, дымя, кипел передо мной:
Голодный Петроград и Ленинграда
Блокада - весь горящий шар земной.
Устали, сгрудившись у ада, черти
Варить в красно-коричневом котле
Весь мир…
Я в двух шагах была от смерти,
Но чудом уцелела на земле.
Поэт, входящий в образ «королевы русской поэзии», так искусно говорит от лица поэтессы, что кажется: звучат ее собственные слова. Надо заметить, что «Квадрат» - плод не только большого таланта, но и глубокой эрудиции автора. Жизнь великих людей изучена им досконально. Есть детали, как правило, знакомые только узким специалистам или людям, специально интересующимся данными вопросами. Трогательно, что многие из героев поэмы изображены любящими людьми. Вот Микеланджело, влюбленный в поэтессу Витторию Колонну. Скульптор и поэт, он под пером А.Ветрова произносит метафорические строки: «лик Виттории Колонны – свет памяти – сад розовый в цвету!» или «Вы – мой запоздалый осени рассвет». Вот Роден, раскаивающийся в том, что его отношения с Камиллой не были идеальными, произносит:
- А сердцу не хватает так Камиллы!-
На свете том она меня простит.
Вот Цезарь перед тем, как стать жертвой заговорщиков, обращается к Клеопатре:
-Тебя, моя египетская фея,
О Клеопатра! Цезарь полюбил.
-Мария Складовская-Кюри скорбит о погибшем любимом муже:
Вдруг под колёса ломовой телеги
Попал мой Пьер, Погиб…
Что слава? - Дым.
Поэтом точно подмечено, что всемирно известные люди, герои поэта, любят не только своих избранниц или избранников, но и свое признание, которое позволяет им выжить в трудных ситуациях. Есенин в гостинице «Англетер» говорит:
Жизнь – ад земной, спасителя нет рядом,
А тот, в раю небесном, далеко…
Единственная в сердце льётся радость –
Поэзии парное молоко.
Бетховен произносит :.
Отвергнутый графинею Гвичарди,
Единственную вижу я любовь -
Бегущих под рукою нот в тетради,
Как в море волн бегущих, брызги вновь!
Надо заметить, что речь героев поэта живая, порывистая, страстная, умная, афористичная. Например, «прошедшему сквозь Ад, в раю – легко».
Не менее интересны и внутренние монологи героев. Например, мысли Н.Рубцова точно представляют нам версию убийства поэта, выдвинутую Кириенко-Малюгиным. Среди череды скульптурных героев есть и современники А.Ветрова. Например, Дмитрий Медведев. С ним связывает поэт мечты о будущем России:
Россия – юность, молодость, судьба
Ты вся порыв, дух разинского братства,
Стихия, неподвластная уму.
Сквозь тьму преград - мзду, ненависть, коварство-
Ты мчишься к свету – счастью своему.
Сегодняшняя Россия во многом не устраивает поэта. Среди объектов, попавших под стрелы его обличений – «попсовый гвалт – рай сытенького сброда», т.е. засилье массовой культуры, не возвышающей душу через переживание катарсиса. Поэт заканчивает поэму эпилогом, в котором сравнивает свой квадрат с черным квадратом К. Малевича и подчеркивает, что его произведение трансцендентно. Ведущий образ здесь – «цвет Рафаэлевой тоски». Поэт имеет ввиду тоску по совершенству, нежности и доброте. Н. Бердяев в работе «Смысл творчества» писал, что истинное искусство всегда запредельно. Сравнение с Малевичем не случайно, так как сам художник говорил, что в своем черном квадрате он отразил пустыню чувственности. Поэзия А.Ветрова выше чувственности – это чувство и ум. Она направлена к поискам в земном мире небесных гармоний и мечтам о райском блаженстве в высших мирах. Тем мучительнее видеть несоответствие идеалу на земле персонажам поэта; чем тоньше их душевная организация, чем сильнее их дарование, тем тяжелее им грубая действительность земной жизни. Сродни поэме «Черный квадрат» и драматические поэмы «Диалоги», объединяющие диалог Моцарта с Констанцией, Родена с Камиллой, Есенина с Пушкиным и Высоцкого с неизвестным гостем.
В диалоге Моцарта с Констанцией мы снова видим победу духа над нищетой, болью. Отравленный гений забывает о муках и о смерти и думает, как успеть дописать музыку, а еще о том, что слава придет к его ученику Бетховену. Как точно, в духе Моцарта, звучат на мрачном фоне всего происходящего слова: «Я счастлив, вижу радость впереди. Не удивляйся, имя ей – Бетховен».
В стихотворении «Одиночество» Роден, говоря с ушедшей Камиллой, умоляя ее вернуться, вдруг задумывается об искусстве; о том, что любовь их воплотилась в мрамор, в котором дух ушедшей возлюбленной оживает и разговаривает с поэтом.
В стихотворении «Трагедия» воображение поэта создает гениальную сцену встречи Пушкина с Есениным в « Англетере.» Гений века золотого утешает гения века Серебряного, говоря, что в вечности останется то, что угодно Богу. Поэты ведут разговор о России, и Пушкин прозорливо высказывает мысль, что русскую революцию ожидает та же судьба, что и революцию во Франции. Поэт находит сильный метафорический образ для характеристики своего времени: «Двадцатый век крадется, как Дантес». Тема судьбы России продолжается и в стихотворении «Тоска», в котором Высоцкий говорит о своей стране:
«В капкане зверь – затравленная Русь,
И красные флажки, как пятна крови».
Сравнение России со зверем, на мой взгляд, не очень удачно, хотя в контексте песен В. Высоцкого этот зверь – волк, который иногда и в фольклоре, и в поэтическом мировидении приобретал сказочно благородные черты. Кроме того, зверем может быть и вовсе не хищник.
Если «Квадрат» и «Драматические монологи» - произведения трагические, в которых есть прорыв из тьмы к свету, но есть и минорный фон, правдивое изображение земного Ада, то лирика книги «Золотая моя гитара» оставляет светлую память о добром, веселом, нежном и возвышенном поэте. Поэт полон счастья с любимой женщиной, что отражено в стихотворениях: «В этот день», «Новогодняя шутка», «Луиза», «Загоряночка». Трогательно образное признание А.Ветрова в любви жене Луизе:
В Загорянке под Москвой
Тополь стройненький,
Загорелся я тобой-
Вербой тоненькой.
Дышат теплотой стихи поэта для детей: «Новогодний подарок», «Новогодняя песня», «Дед Мороз», «Мишке», «Евгения». В стихотворении «Раб и властелин» представлена диалектика взаимоотношений мужчины и женщины. Оно содержит урок всем властителям. Чтобы властвовать, надо уметь покоряться, чтобы брать – надо уметь отдавать. Поэт отдает часть своей души, свой талант, свою судьбу любимой женщине и миру. В одном из прекрасных стихотворений поэт свою возлюбленную жену Луизу сравнивает с Родиной. Это Архетипичное сравнение по-новому звучит в стихах А. Ветрова, поскольку блоковский мотив соединяется с современной музыкой, которая слышится в строках поэта:
Ты у меня одна,
Как Родина в сердце-весна.
А.Ветров и тонкий лирик, и человек, с которым не скучно, потому, что он умеет добро пошутить. (Стихи «Я – Дон Жуан», «Год быка»).
А.Ветров дивно чувствует природу, видит в ее явлениях философский смысл:
Жёлтый лист, упавший на дорогу,
Увяданья золотою тайной
Мне открылся..иль улыбкой Бога?
Он умеет мастерски передать движение времени в стихах. Оно представлено в стихотворении «Стелла», посвященное няне поэта. Оно начинается восхищением игрой на рояле девочки в шелковом платье. Кульминация его – дивная игра девушки в серебряном наряде, затем идет спад в развитии действия – за роялем вдова в черной, как траур, шали. И вот элегическая развязка – «на пианино бабушка играет, закутавшись в старинный мягкий плед». Стихотворение перекликается с песней Булата Окуджавы «Девочка плачет…шарик улетел». Надо заметить, что Булат Окуджава любил творчество Ветрова, и книга «Золотая моя гитара» открывается его предисловием, в котором знаменитый бард писал, что у этого поэта « есть пронзительность, искренность и своё видение мира». Особое видение мира поэта передаёт его неповторимый стиль, поэтические тропы, ритмический рисунок стиха. Всё это мы видим в стихах А. Ветрова. Словно жемчужная россыпь, радуют сердце читателя метафоры поэта: «на черных клавишах небес», «зимние березы – как юные невесты перед свадьбой», «береза в шубке белоснежной», «спасительные волны искусства», «книга неба», «солнышко наших забот», «знойные руки», «поэзия – парное молоко», «свет рафаэлевой тоски». Интересны рифмы поэта, среди которых есть немало сложных: «рыжие – по Парижу я», «птица – не спится», «Вика – плыви-ка», «Казанова я – новая», «Бродвей – о кей!», «Виталию – в Италию». Поэт удачно рифмует разные части речи, избегает глагольных рифм: «моросит – такси», «прикольно – линкольна». А.Ветров прекрасно владеет звукописью. Всё стихотворение «Новогодняя картинка» - это игра виртуоза слова со звуком «Ш»:
А на клавишах Шуберт, Шопен,
Нотный шорох… О пунша шипенье!...
В звуке «Ша» - шар земной, шарма плен:
Шёпот губ, шаловливое пенье.
Это стихотворение, кроме того, - редкий в русском языке и литературе пример стиха из назывных предложений, наиболее известный нам по Фетовскому: «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья». Сочинить что-то красивое, обладающее смыслом без глаголов весьма трудно, но это стихотворение А. Ветрова можно поставить в один ряд с творением гения.
Мастер слова не может быть равнодушен к судьбе родной страны, и в книге «Золотая моя гитара» образ России ярок и многогранен. В стихотворении «Родина моя» звучат нежностью, зачаровывают, уводят в сказку строки:
Белая-белая
Даль ослеплённая
Снегом, волшебная,
Заворожённая.
Россия сравнивается поэтом с ласковой красавицей, песней живущей в сердце. Кажется, должен вспомниться Блок со стихами о России.. Но Блок вспоминается лишь на миг, потому что на ту же тему поэт говорит своими ритмами, не менее завораживающими, уводит и погружает в свое стихотворное пространство. Как и у А.Блока, Родина у А.Ветрова – это любимая женщина, невеста, жена и вся природа: березки, чайки, озера – это и гоголевская «птица – тройка», которая в отличие от нее, несется не невесть куда, а в светлое будущее. Это и, к сожалению, Россия падшая, пьяная вдрызг, охваченная ненавистью людей друг к другу. ( Стих «Тройка»). Но не только ненависть и падение нравов в России рисует поэт. Он воскрешает чистые истоки души людей. Стихотворение «Русские» достойно, чтобы привести его полностью:
Бабы фрицам хлеб давали-
Не как бывшему врагу:
Кошек кормят так в подвале,
Птиц так кормят на снегу.
Русский воин грозен в битве!
Но завещано ему:
Он ни в хлебе, ни в молитве
Не откажет никому.
Среди стихов, рассказывающих о характере русских людей особенно трогательно стихотворение «Мама»:
А ей бы в платье голубом
По залу весело кружиться!..
Я помню старенький альбом:
Лишь пожелтевшие страницы-
Сирот детдомовские лица.
У мамы учился поэт не только постижению мира, но душевной стойкости, умению переносить все невзгоды и лишения, верить в победу, любить свою Родину. Поэт любит россиян, воспевает города и области России: Москву, Петербург, Подмосковье. Санкт-Петербург изображает он как Атланта, держащего на своих руках небо. Москва под пером поэта предстает многоликой, но всегда любимой, гениальной, доброй. Она миротворица, защитница и спасительница. Подмосковье – это легендарные места, овеянные подвигом воинов войны 1941-1945г. и войны 1812 года; трудовыми достижениями ученых и рабочих; творчеством знаменитых на весь мир людей. У поэта есть все основания восклицать: «Слава Подмосковью!»
Особенно хочется отметить, что книга поэта вышла в свет благодаря издательству «Художественная литература», в котором и работает редактор поэта Т.С.Шеханова, прозорливо увидевшая в А.Ветрове большое будущее. Книга «Золотая моя гитара» заканчивается посвящением редактору. Как и С.Есенин, посвятивший стихи своему издателю, поэт был человеком благодарным и восторженным. Мы надеемся, что вам понравятся стихи А.Ветрова и сам его лирический герой.